Перейти к содержанию Перейти к подвалу

Их связал завод…

Северодвинский городской краеведческий музей отметил дни рождения двух легенд.

В музейной  гостиной «Их связал завод» северодвинцы отметили сразу две памятных даты – 20 января исполнилось  115 лет со дня рождения Евгения Павловича Егорова, а 23 января – 107 лет со дня рождения Иннокентия Степановича Бахтина.

Первый – легендарный директор, который руководил «Севмашем» в течение 20 лет, при котором за границей наш завод называли «фирмой Егорова».  За эти годы на предприятии был построен 101 корабль, 55 цех, а численность работников при Егорове увеличилась вдвое. Герой социалистического труда. Второй именинник – ответственный сдатчик первой ракетной подводной лодки, человек, 45 лет своей жизни отдавший заводу, лауреат Ленинской премии в области специального машиностроения.

Говорят, Иосиф Сталин, направил Евгения Егорова на завод №402 со словами: «Разбуди эту спящую красавицу».  Даже современники называли Евгения Павловича руководителем с государственным мышлением. Четыре из пяти орденов, которые изображены на знамени предприятия, завод получил в годы, когда директором  был Евгений Егоров.

Ветерану предприятию «Арктика» Владимиру Михайловичу Чецкому довелось встречаться с Евгением Павловичем, года сам он был учеником училища №1, а легендарный директор тогда был председателем шефской комиссии. Очень многие люди, которые были лично знакомы с Евгением Егоровым, в своих воспоминаниях отмечают не только его высокий профессионализм, но и неравнодушие, заботу о работниках предприятия, стремление  улучшить жилищные условия людей.

В детстве была запоминающаяся встреча с директором Егоровым и у Александра Холодова  – автора проекта по изданию книги «Время Евгения Егорова». Затем он встречался с Евгением Павловичем, будучи комсоргом.  Александр Холодов  и редактор книги Юрий Ананьин были почётными гостями музейной гостиной. И, по словам Александра Борисовича, уже назрела необходимость переиздания книги о легендарном директоре, так как им продолжают поступать всё новые воспоминания о Евгении Егорове.

– У нашего города есть особенность, которая заключается  верности слову и преданности делу. И город наш существует не только в делах и событиях, но и в лицах, именах.  Существует очень прочная, неразрывная связь между теми, кто сейчас ведёт патриотическую работу  и теми, кто создавал город, закладывал традиции. Хочется сказать спасибо музею, который ведет такую работу каждый день и не по указке, а по необходимости об этом говорить. Сегодняшнее событие – очередное, но очень  важное, особенно потому что в этом году отмечается в 85-летний юбилей города, очень славно, что тема «Город – завод – Егоров – Бахтин» задает правильный тон этого празднования, – отметила ещё она гостья музейной гостиной, начальник управления культуры администрации Северодвинска Елена Михайленко.

О Иннокентии Степановиче Бахтине вспоминали на встрече не только как о человеке, стоявшем у истоков судостроения на Севере, но и о как о знатоке литературы, просветителе, меценате. Около семи тысяч книг, среди которых есть очень редкие и ценные издания, сейчас хранятся в городском краеведческом музее. Малая часть этого бесценного дара мецената Бахтина сейчас представлена на новой музейной выставке  “В калейдоскопе памятных дат”, на открытие которой были приглашены все гости музейной гостиной «Их связал завод». Ну а закончилась встреча, посвящённая памяти Евгения Егорова и Иннокентия Бахтина уже за чаем с пирогами, где вновь звучали воспоминания и песни под гитару.

2 5

4 7

6 3

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.