31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве в районе Никольского устья Северной Двины Архангельского судостроительного завода. Тогда же начальником строительства был назначен Иван Тарасович Кирилкин.

Стране был необходим крупный судостроительный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте реки Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря. В июне 1936 года на берег в районе Никольского устья, к бывшему Николо-Корельскому монастырю, прибыла первая группа строителей.

1 апреля 1937 года постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе в Приморском районе Северной области был отнесён к категории рабочих посёлков. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 года рабочий посёлок Судострой получил статус города под названием «Молотовск» в честь председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова.

Строились первые улицы с бараками и жилыми домами, социальные объекты, подсобные предприятия (бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции). Посёлок Судострой, а впоследствии город Молотовск, строился и расширялся одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода № 402 (ныне – АО «ПО «Севмаш»).

В декабре 1939 года состоялись первые выборы в Молотовский городской Совет депутатов трудящихся. На 1 января 1940 года население города Молотовска составляло 24 тысячи человек. В 1940 году началось строительство кирпичных домов.